Лестница в небо...То есть, извиняюсь, пирамида логических уровней Роберта Дилтса.
Сначала, чтобы долго не растекаться белкой, процитирую автора концепции:
читать дальше" Логические уровни отдельного человека
Допустим, что ребенок испытывает трудности во время экзамена.
Учитель может сказать ему: "Ты совсем не виноват. Наверное, шум в классе или что-то еще отвлекало тебя во время сдачи экзамена".
Другими словами, вся проблема во внешнем окружении и к тебе лично не имеет никакого отношения. Разумеется, что при такой постановке вопроса вклад самого ученика минимален.
Фокусируясь на поведении, учитель может сказать: "Ты плохо себя проявил на этом экзамене". В этом случае ученик становится ответственным за результат процесса.
Оперируя на уровне способностей, учитель может сказать: "Этот предмет дается тебе плохо, твои математические способности (способности к языку, литературе, истории и т.д.) недостаточно хорошо развиты". Это более широкое значение конкретного провала на экзамене.
На уровне ценностей учитель может сказать: "Ну что ж, в общем-то это не так уж важно. Главное, что тебе нравится учиться".
Учитель подкрепляет убеждение в том, что получать хорошие оценки не так уж важно, главное, чтобы нравилось учиться. В данном случае мы перескакиваем на уровень убеждений. Это уже выходит за рамки отдельного предмета и относится к процессу обучения в целом.
На уровне идентичности учитель может сказать: "И никудышный же ты ученик, однако"; или "Ты не способен к обучению"; или "Да, ты не Лобачевский". Это затрагивает все существо ребенка.
Уровень идентичности отличается от уровня способностей. Одно дело считать себя неспособным к какому-то одному предмету и совсем другое - полным тупицей.
Данные примеры наглядно демонстрируют, какого рода воздействие способны оказывать сообщения, высказанные на различных уровнях. Большая разница между тем, когда человек говорит: "Если я пью, то не способен себя контролировать" и заявлением: "Я горький пьяница и таким навек останусь".
Если я принимаю нечто как часть моей идентичности, то это нечто начинает оказывать на меня глубочайшее влияние. " (с)Р. Дилтс, из книги "Изменение убеждений при помощи НЛП"Коротко говоря, на всё, что мы делаем (вот, например, дайри читаем), а так же на любую нашу цель или проблему можно посмотреть с любого из этих уровней. Вроде бы очевидно, так? В чём же фокус? А их несколько.
читать дальшеПервый фокус в том, что эти штуки управляются сверху вниз. То есть, если ребёнку уже вдолбили в голову, что он "не Лобачевский", а потом ему попался вменяемый учитель математики и интегралы начали решаться... Чаще
всего фиг это изменит самооценку. Человек может (сам, совершенно
добровольно) начать приводить реальность в соответствие с картиной мира и
себя в мире. Самый гуманный вариант - просто сводя появившиеся хорошие
оценки на уровень окружения - типа, это не у меня всё ОК с математикой, а просто учитель хороший. Ну и далее, по нарастанию - до прогулов и внезапных заболеваний как раз под контрольную. И наоборот - если сразу работать напрямую с убеждением "ты не Лобачевский" (ты ленивый\ты плохой человек\нужное вписать) и заменить его на конструктивное- то нижние уровни достраиваются сами, как-то малозаметно для осознавания иногда))) В смысле проблем это часто всё проявляется в "недостижимости" результата. Ну, вот если я _такой_... какой смысл мне "притворяться" и вести себя хорошо, натуру же не изменишь.
Фокус второй - начиная с уровня способностей мы можем в полный рост наблюдать работу правила "карта -не территория". Пример. Некто А рыдает, некто Б без истерики даёт ему платок и стакан сладкого горячего чаю. Б - "бездушный квадратный гнездователь" или "умеет без сантиментов оказать поддержку"? Именно. Красота в глазах смотрящего. Главное, чтоб понятия о прекрасном совпадали у А и Б (ну и, желательно, чтоб не влекли фатал ероров по ходу действий). И чем выше по лог. уровням, тем карта становится всё более индивидуальной.
И третий фокус. Люди всё время рассказывают о том, как устроены их личные логические уровни. Не могут не рассказывать. Помните, как нас в начальной школе учили отличать подлежащее и сказуемое? Задавать вопрос "Кто?" и "Что делает?". Ну, вот тут похоже.
1.Окружение - вопросы что тут есть? (пример - кастрюля с супом на плите) Кто в данном случае -это подвид "что". В классе 32 ученика.
2. Поведение - что именно сделал? Что делаю прямо сейчас? (Крошу морковку, варю борщ)
3. Способности* - как? что мне позволяет это делать? (как-как - ножом! разворачиваем до полной конструкции - я умею резать овощи и знаю рецепт борща). Слова-маркеры - умею, знаю, у меня есть такая черта (например, сообразительность=я умею соображать _быстро_)
4. Убеждения - почему? Почему именно борщ - ну, это настоящая еда. На уровне убеждений у нас, как подвид, находятся критерии (лучше\хуже, счастье - это когда тебя понимают, бьёт - значит любит) Да, всяческие "на самом деле" и "по настоящему" - это тоже уровень убеждений. Если по-настоящему больно, то человек орёт. Если по-настоящему любишь, то теряешь голову. И ещё класс убеждений - причина\следствие. Если выпить из бутылочки с надписью "яд" - почувствуешь недомогание. Если люди говорят мне приятные вещи - наверное, они чего-то от меня хотят. Если очень захотеть и действовать умело...
5. Идентити - кто? Кто я? (вариант - каков я? ) Не верь комплиментам, потому что такой урод, как ты, не может никому нравится. Видите, что "я - урод", это гвоздь, на котором всё держится - и действия - "не верь", и способности "может\не может нравиться". И убеждения - если нравиться я не могу, то зачем они меня хвалят? А-а?... Тут умысел.
Но что же удерживает на месте сам уровень идентичности? А вот что. Обычно эту иерархию рисуют в виде песочных часов, где самое узкое место - точка идентити. А выше - ещё два уровня
6. Миссия - зачем всё это? Зачем я? "Горе ты моё"! "Мамина радость", и прочие, гораздо более сложные штуки.
7. Общность - кто ещё? Зачем мы вместе. "Я ищу таких, как я, сумасшедших и смешных... а когда я их найду, мы уйдём отсюда прочь, мы уйдём из зоопарка".
На уровне общности обычно прописаны отношения Я-Мир, ролевая модель, сценарий и прочие прекрасные вещи. То есть, если у человека есть идентичность "Я - плохой" и только для неё простроены уровни 6 и 7 - терапия может треснуть в работе с сопротивлениями, потому что никто не согласиться остаться без _своего места в мире_. В этом случае работу есть смысл начинать с простройки самого верха. И тут кроется засада. Наше обыденное мышление этих уровней практически не осознаёт... Если их осознать и понять, как оно там устроено - дальше всё много проще. Но в большинстве методик осознание их делается методом интуитивного тыка. Именно по этой причине работа с аддикциями считается такой архитрудной. Потому что там видимая дыра на уровне идентити... А чтоб закрыть её "лучше целого, больше нового" - надо заходить сверху.Ну и практическое применение. Любую свою цель (хочу миллион долларов, научиться делать самолётики из бумаги, перестать материть кондукторов) можно выровнять по логическим уровням. Буквально - нарисовать на земле 7 линий, встать на первую, и, задавая себе вопросы (см выше), делать шаги. То есть буквально - если у меня уже есть Х, то что у меня на уровне окружения? Подробно отвечаем сами себе. Шаг вперёд. И так далее. На уровнях, начиная с 4-го, может обнаружиться много любопытного. Так доходим до уровня общности, наслаждаемся полученным там экспириенсом - и спиной вперёд идем обратно. Приговаривая что-то вроде - "если я часть общности Y, то зачем Я", если я вот за этим-то, то кто Я, и так далее". И смотрим потом, как изменилось восприятие достижимости цели.
* Почему-то уровень способностей у нас в культуре фигово осознаётся. "Как Вы думаете, Холмс? - не знаю, Ватсон, как-то получается"...
Кому надо будет ссылок на первоисточники - стучитесь в умыл.